КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ГЛУХИХ» 

 

Первый Учредительный Всероссийский съезд инвалидов по слуху состоялся с 21 по 25сентября 1926г., который проходил в г.Москве. Устав Всероссийского объединения  инвалидов по слуху был утвержден 19 октября 1926г. Коллегией Народного Комиссариата социального обеспечения РСФСР (протокол № 34, пункт 4). В далёкие 20-е и 30-е годы ВОГ занимался ликвидацией неграмотности тысяч глухих, устраивал их на работу в артели и учебно-производственные мастерские и вместе с профсоюзами на промышленные предприятия. Развивал среди глухих художественную самодеятельность, вовлекал своих членов в общественную жизнь. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы швейные предприятия глухих наравне со всеми работали на фронт, отшивали шинели, варежки, форменную одежду и т.д. В 50-годы были выдающиеся достижения: повсеместное строительство учебно-производственных предприятий, клубов, жилых домов для членов ВОГ, домов отдыха, театра «Мимики и жеста» - первого в мире, вступление во Всемирную федерацию глухих и победоносный старт спортсменов в 1957 году на «Играх глухих» в Милане. Во времена социализма Общество глухих было мощным объединением. Но с изменением политического и экономического курса страны в начале 90-х Общество оказалось на грани краха. Таким образом, пришлось вносить серьёзные коррективы во все основныепрограммы ВОГ. Сейчас Общество глухих находится на самофинансировании, но главной задачей по прежнему является – защита прав и законных интересов глухого человека, повышение качества его жизнедеятельности. Все члены Общества глухих отмечают ежегодный «Международный день глухих» в 4-е воскресенье сентября. На территории РФ действуют 74 региональных отделения ВОГ, одним из них является Тульское региональное отделение ОООИ «ВОГ», которое находиться по адресу: г.Тула , ул.Пархоменко д.45. Тульское региональное отделение было создано 27 января 1927года. В настоящее время на учете состоят 1100 инвалидов по слуху с детства по Туле и Тульской области, начиная с 3-х летнего возраста, которые состоят на учете в 17 местных отделениях г.Тулы и Тульской области. 

Цели общества: Выражение и защита законных прав и интересов членов ВОГ, социальная реабилитация глухих, их интеграция в современное общество, обеспечение глухих равных с другими гражданами РФ прав и возможностей. Задачи общества: Участие в формировании доступной для глухих среды жизнедеятельности и обеспечения глухим беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, содействие глухим в получении сурдотехнических средствреабилитации, санаторно-курортного лечения. Участие в выработке эффективных механизмов социальной защиты глухих, разработка и реализация проектов и программ улучшающие жизнедеятельность глухих, интеграцию и адаптацию их в обществе. Основные формы деятельности: Взаимодействие  с органами государственной власти и субъектах РФ и органами самоуправления, общественными объединениями инвалидов, организациями и учреждениями, занимающимися проблемами инвалидов. Участие в формировании доступной для глухих среды жизнедеятельности и обеспечениибеспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре. Приобщение к культурной, спортивной  и общественной деятельности. Председателем Тульского регионального отделения ОООИ «ВОГ» в настоящее время является Крылов Юрий Владимирович – инвалид с детства по слуху. 

Гордость инвалидов по слуху.

В 2012 году Акимов В.А. участвовал на конкурс"Лучший по профессии" среди токарей-слышащих на завод "Туламашзавод" и  победил.

Шарль-Мишель де л’Эпе (фр. Charles-Michel de L'Épée, также известен как аббат де л’Эпе, урожд. Шарль-Мишель Леспэ,25 ноября 1712 года, Версаль, Франция — 23 декабря 1789 года, Париж, Франция). Один из основоположников сурдопедагогики.

В 1760 году де л’Эпе наблюдал пару глухих близнецов, общавшуюся с помощью жестов, и тем самым установил существование жестового языка. Он решил открыть заняться обучением глухих и, с помощью своих учеников, смог изучить жестовый язык. Демонстрация этого умения при дворе позволила аббату открыть в Париже первую во Франции школу глухих, существующую и сегодня. Собрав вместе глухих детей из разных регионов де л’Эпе способствовал развитиюфранцузского жестового языка, однако свою цель де л’Эпе видел в обучении глухих детей звуковому французскому на основе существовавшего жестового языка. Попытки аббата де л’Эпе не учитывали особенности структуры жестового языка. Тем не менее, благодаря готовности аббата делиться своей методикой и благодаря достигнутым им успехам, его методика распространилась по миру: именно по этой причине и русский жестовый язык, и американский амсленотносятся к семье французской жестовой речи.Де л’Эпе скончался в 1789 году и похоронен в ц. св. Роха в Париже. Через два года после его смерти национальное собрание признало его «благодетелем человечества» (фр. bienfaiteur de l'humanité) и постановило, что на глухих распространяются Права и свободы человека и гражданина.

По материалу:vikipedia(википедия)

 

ИМПЕРАТРИЦА Мария Федоровна.

 

История глухих россиян имеет столь же драматическую судьбу, как и история их Отечества. Изложение исторических событий претерпевало значительные изменения и умышленные искажения в соответствии с текущей политикой и большевистской идеологией, зачастую не имея ничего общего с реальной действительностью. С крахом большевизма в конце 80-х началась переоценка всех исторических событий, в том числе и истории глухих России. Интерес представляет, скажем, вопрос: кто и когда начал обучение глухих? Ведь это один из ключевых вопросов, без ответа на который невозможно объяснить достаточно высокий уровень интеллекта глухих россиян по сравнению с инвалидами по слуху во многих других странах. Вопрос этот всегда занимал одно из центральных мест в историографии и сурдопедагогике. Причем изложение событий до 1917 года и в последующий период было диаметрально противоположным, подразумевавшим две истории - до Октябрьского переворота и советского периода.

В официальной сурдопедагогике и исследованиях ученых - немало противоречий. В специальной литературе 20-30-х годов начало обучения глухих связывалось с царской семьей. Но тут же делалась оговорка: то, мол, был всего лишь филантропический жест, к тому же касавшийся исключительной детей из богатых семей, в то время как дети бедняков были лишены возможности получить образование. В 50-60-е годы возобладала точка зрения, начисто отрицавшая участие царской семьи в организации просвещения глухих России. Начало обучения глухих россиян отодвигалось в стародавние времена, чуть ли не в XI век, а формирование системы - ко второй половине XVIII века.

 

Что же было в действительности? Рассказ об организации первого в России училища глухих его выпускника Александра Меллера приводится в книге известного сурдопедагога Н. М. Лаговского "История Санкт-Петербургского училища глухонемых. 1810-1910 гг.", изданной в 1914 году. Вот что пишет Меллер: "Ребенком я жил в семействе генерал-лейтенанта Ахвер-дова, который состоял воспитателем при великих князьях Николае и Михаиле Павловичах. Летом мы живали в Павловске, и мне часто приходилось гулять с теткой по тенистым аллеям парка. В одну из таких прогулок я имел счастие встретиться с императрицей Марией Федоровной, которая, узнав из разговора с моею теткою, что я родился глухонемым, и что в семействе моего отца, генерал-майора Меллера, в числе шести детей два сына и дочь глухонемые, серьезно задумалась и, приняв положение семьи близко к сердцу, со свойственным ей состраданием сказала: "За границей на участь подобных детей давно уже обращено внимание правительства; там для образования их учреждены специальные институты; у нас к сожалению, в этом отношении ничего не сделано..." Продолжая разговаривать с моею теткою, императрица предложила через нее моим родным отправить меня вместе с ее братом, герцогом Вюртембергским, за границу для поступления в институт; но мои родные не решились расстаться со мной и, выразив благодарность, отказались принять ее великодушное предложение. Этим дело и кончилось. На следующий день я опять, прогуливаясь в саду с теткой, имел счастие встретить императрицу. Она изволила подозвать к себе мою тетку и сказала ей следующие знаменательные слова: "Ваш племянник не дал мне целую ночь уснуть, я до утра думала об участи его и подобных ему детей, и сегодня, лишь только оделась, послала за секретарем Вилламовым и поручила ему выписать из-за границы одного из наиболее известных профессоров, чтобы учредить в Петербурге училище глухонемых, в которое и будут первыми помещены дети вашего брата..." Патер Сигмунд не замедлил прибыть из Польши, и первоначальное училище глухонемых им было устроено в Павловской крепости..."

 

Изложение этой истории приводится практически во всех специальных изданиях прошлого века. В 20-30 -е годы, при советской власти, подчеркивается случайный характер встречи императрицы с Меллером и на этом основании умаляется значение ее инициативы. Для нас же важно понять, что послужило толчком для живого участия в судьбе глухих. Обратимся к личности императрицы. Мария Федоровна (в девичестве София-Доротея-Августа-Луиза) происходила из старинного германского княжеского рода. В доме своего отца Фридриха-Евгения Вюртембергского она получила великолепное воспитание и образование. Выданная замуж за будущего российского императора Павла Первого, она получила в свое ведение от Екатерины Великой, матери Павла, вопросы образования и общественного призрения. Знаменитый историк Карамзин высказывал мнение, что Мария Федоровна была лучшим "министром просвещения" в России. Плетнев называл ее "министром благотворительности". Имеются документальные свидетельства, что во время путешествия с Павлом Первым по Европе она посещала различные образовательные и благотворительные учреждения. Во время пребывания в Париже она делала это с особым тщанием. С большой долей вероятности можно предположить, что любознательная императрица ознакомилась и с обучением в Парижском институте глухих, слава о котором доходила и до Российской империи. Так, в 1808 году столичные газеты рассказывали о поразительных способностях глухонемого ученика, а в дальнейшем знаменитого учителя Масье.

 

Создав в 1806 году Павловское опытное училище глухонемых, Мария Федоровна затеяла активную переписку с аббатом Сикаром, директором Парижского института глухих, пытаясь лучше понять проблемы своих подопечных. Впрочем, не она была первой императрицей, проявившей интерес к обучению глухих. Имеются документальные свидетельства, что еще Екатерина Великая вела оживленную переписку с основателем и первым директором Парижского института глухих аббатом Делепе. В 1780 году она поручила своему посланнику передать аббату денежный подарок. Делепе от подарка отказался и просил передать императрице, что денег он не берет, но если его скромные труды заслуживают поощрения, то он сочтет знаком милостивого внимания к себе, если венценосная императрица пришлет к нему глухонемого, коего он и обучит...

 

К сожалению, осталось неизвестным, воспользовалась ли императрица предложением аббата-сурдопедагога. Здесь уместно упомянуть и сына Марии Федоровны, императора Александра Первого. Известно, что он с детства страдал глухотой на одно ухо. К тому же будущий император имел от своей фаворитки М. Нарышкиной внебрачного глухонемого сына, впоследствии под именем А. Маквица пристроенного все в тот же Парижский институт... Глухота является весьма заметным недугом в любой семье, и уже, поэтому можно предположить, что эта проблема волновала царскую семью. И, следовательно, не только из филантропических побуждений Мария Федоровна, несмотря на состояние войны с Наполеоном, ведет оживленную переписку с преемником Делепе - аббатом Сикаром, подробно описывает ему удачный опыт обучения глухих патером Зигмундом в своей загородной резиденции, живо интересуется перспективами дальнейшего обучения подопечных.

 

В частности, она планировала послать во Францию на стажировку одного из лучших учителей. Однако судьба распорядилась по-иному. По просьбе матери Александр I дал поручение послу в Париже князю Куракину провести переговоры с Сикаром на предмет приглашения в Россию двух учителей. Первоначально речь шла о приглашении Жана Батиста Жоффре, заведующего начальной школой при институте глухих, и глухого учителя того же института Лорана Клерка. Предполагалось, что в Санкт-Петербурге Клерк будет играть ту же роль, что и глухой аббат Месье, ассистировавший аббату Сикару, поскольку Жоффре недостаточно знал жестовый язык. Но царь посчитал содержание двух учителей делом дорогостоящим. В результате Сикар остановил свой выбор на Жоффре, с которым и был заключен контракт. К великому огорчению Клерка, жаждавшего простора и самостоятельности на поприще просвещения глухих собратьев. Впрочем, судьба вознаградила Клерка, уготовив другой исторический шанс: спустя семь лет он получил приглашение от Т. Г. Галлодета основать школу глухих в Америке и вошел в историю, как родоначальник обучения глухих в Новом Свете.

 

Прибыв в 1810 году в Петербург, Жоффре развивает бурную деятельность, получая постоянную помощь со стороны вдовствующей императрицы. Мария Федоровна не только выделила необходимые средства из своей личной казны на приобретение большого дома в Петербурге педучилище, но и взяла на содержание половину учащихся, учителей, надзирателей, активно вникала в процесс становления и развития школы. Училище неоднократно посещал и сам Александр I. Примечательно, что в знак признания заслуг Жоффре он наградил его орденом святого Владимира, одной из высших наград Российской империи. Таким же орденом был награжден и аббат Сикар. Жоффре, будучи директором училища, много сделал для его становления, не прекращая деятельности до самой смерти, последовавшей в 1828 году.

Преемником Жоффре стал Г. Гурцев, а затем, спустя несколько лет, В. Флери, француз по происхождению. Последний вошел в историю не только как замечательный педагог, но и как автор труда "Глухонемые...", первого в России издания по проблемам воспитания и обучения глухих. Этот уникальный труд долгие годы был пособием для учителей и родителей и не потерял ценности и в наши дни. По сути, Флери является родоначальником российской сурдошколы, которая впоследствии дала миру целую плеяду талантливых педагогов...  

По материалу:сайт"жизнь глухих"

-------------------------------------------------------------------
Редакция "Коммуникации" знакомит Вас с публикацией Галины Зайцевой "История глухих: предмет и объект" по материалам Первого Московского симпозиума по истории Глухих, состоявшегося 12 сентября 1996 года, что представляет большой интерес для специалистов, рассматривающих в современном обществе историю Глухих как дисциплину, начинающую свое развитие. История глухих - новая дисциплина. Она возникла, во-первых, на основе и в результате развития самого научного знания: лингвистики, психолингвистики, социологии и, конечно, истории. Во-вторых,рождение Истории глухих обусловлено изменениями, происшедшими в современном обществе, в его рефлексии, которые неразрывно связаны с научным прогрессом. В-третьих, становление Истории глухих отражает новое самосознание социума Глухих.
За последние 10 -15 лет накоплено и описано множество важных фактов. В изучении различных вопросов Истории глухих тесно сотрудничают глухие и слышащие специалисты разных стран, профессиональные историки и непрофессионалы, которые искренне заинтересованы этими проблемами. В то же время приходится отметить, что собранные факты пока еще отрывочны и разрозненны. Это затрудняет их анализ и систематизацию, реконструкцию исторической картины в целом. Конечно, такой этап проходит каждая молодая наука. Однако представляется, что в настоящее время уже пора более четко выделить предмет и объект Истории глухих, выработать некоторую общую стратегию дальнейших исследований, их методологию. Естественно, тут возможны поиски в различных направлениях. Я же связываю свои надежды с идеями, разрабатываемыми историками французской исторической школы, известной под названием Школа Анналов.

Мне кажется, что методологические подходы, разрабатываемые историками вслед за Люсьеном Февром и Марком Блоком, могут оказаться продуктивными при анализе материалов по Истории глухих. Как известно, традиционное историческое исследование сосредоточивалось на восстановлении хода социально-экономических и общественно-политических событий. Работа историков Школы Анналов доказала, что, рассматривая факты прошлого, ученый должен отказаться от априорного постулата о решающей роли материально-экономических факторов в историческом процессе. Они поставили проблему иначе и разработали новую методологию исторического исследования. В поле зрения историка должен находиться человек в обществе, его поведение, обусловленное, как условиями материальной жизни, так и культурной традицией, способом мировосприятия, ментальностью. Иначе говоря, человек изучается не в качестве внешнего объекта, а как действующий, мыслящий и чувствующий субъект, автор и творец жизненной драмы истории. Предлагается антропологически ориентрованное изучение истории, которая рассматривается как социально-историческая антропология. Предмет социально-исторического анализа - общественные группы - наполняется человеческим содержанием. Предпринимается попытка понять внутренний смысл поведения человека изучаемой эпохи, проникнуть в побудительные факторы поступков индивидов и различных общественных групп, в том числе не только элиты общества, но и простых людей. Утверждается, что человеческое сознание - не монолит, что в сознании любого человека сосуществуют разные уровни. И если один из этих уровней соответствует официальной идеологии и официальной культуре, то на другом уровне того же самого сознания можно обнаружить элементы неофициальной культуры, своеобразную картину мира, обусловленную традициями и воспитанием. Это мировоззрение, пусть непродуманное и неосознанное, властно определяет поступки индивида, его поведение.

 

 

История - это диалог современности с прошлым. Именно современность ставит перед историками актуальные проблемы для изучения. На центральное место выдвигаются вопросы, связанные с движением культуры, глубинными запросами общества, к которому принадлежат историки. Это сегодня - вопросы человеческого самосознания, восприятия мира, образ социального целого и оценка разных групп, разрядов, сословий, система ценностей индивида и общества. Какие же проблемы, связанные с глухотой и глухими людьми нас особенно волнуют сегодня? С какими же вопросами мы хотели бы обратиться к прошлому? Таких проблем много, вот некоторые из основных:

 

 

- сущность глухоты человека как биологического (медицинского) и социального феномена;

 

 

- глухой человек как член общества - макросоциума; общность и своеобразие образа мира, жизненных стратегий глухих и слышащих, их взаимоотношения; политика государства в отношении к людям с недостатками слуха;

 

-глухой человек как индивид микросоциума глухих; его самооценка; жестовый язык и культура глухих в системе естественных языков человечества и общечеловеческой культуры.

 

 

Если мы попробуем следовать по пути Школы Анналов и будем считать, что история - это наука о живых людях и коллективах, в которые они организованы, мы должны обратиться с интересующими нас вопросами к людям, некогда жившим. Мы должны попытаться завязать с ними диалог, т.е. поставить сохранившимся источникам, созданным этими людьми, наши вопросы, постараться расшифровать их ответы. Конечно, сведений о глухих людях и связанных с ними событиях сохранилось чрезвычайно мало, сопротивление материала весьма велико. Однако методы, предлагаемые Школой Анналов все же позволяют извлечь из источников существенную историческую информацию. Попытаемся проиллюстрировать это на некоторых фактах русской истории.

 

 

Вот пример из истории России после Октябрьской революции. Все события этих социалистических 70-ти лет связаны с тоталитарным господством коммунистического, марксистско-ленинского мировоззрения. Социалистическое сознание российского общества провозглашало лозунг всеобщего равноправия. Советская Конституция содержала положение о предоставлении гражданам страны всех политических и гражданских прав. Но эти права в условиях тоталитарного государства были не более, чем мифом. Что касается глухих, то об официальном отношении к ним красноречиво свидетельствует такой факт. В детском городке Парка культуры и отдыха (1929 год) висел плакат: "Глухонемые и слепые не принимаются". Это официальное сознание ярко выразил главный марксист России И.В.Сталин.

 

 

По мнению И.В.Сталина, глухонемые (термин Сталина) - биологически и социально - ненормальные люди. Это люди, не имеющие языка. "Мысли глухонемых возникают и могут существовать лишь на базе тех образов и представлений, которые складываются у них в быту ... благодаря чувствам зрения, осязания, вкуса, обоняния". Обсуждение проблем "аномальных" и "безъязычных" глухонемых не представляет интереса для социалистического общества (провозгласившего равноправие!). "Ручной" язык глухонемых - "это не язык и даже не суррогат языка", потому что он крайне бедный и ограниченный. Его нельзя приравнивать к звуковому языку, как "нельзя приравнивать первобытную мотыгу к современному гусеничному трактору с пятикорпусным плугом... ". Такие представления о Глухих людях коммунистического лидера вполне объясняют, почему "ненормальным" и "безъязычным" глухим детям нельзя играть в парке со своими нормально слышащими сверстниками!

 

 

Хотелось бы напомнить, что любые высказывания И.В.Сталина сразу же возводились в ранг непогрешимого догмата и закона. Этим, в частности, объясняется тот факт, что проблема жестовой речи как бы вовсе ушла из советской сурдопедагогики на долгие годы. Расистские идеи коммунистического лидера-невежды принесли огромный урон всему делу обучения глухих и изучения жестового языка в бывшем Советском Союзе. К сожалению, последствия этих идей не преодолены полностью и сегодня.

 

 

Но История глухих в России, к счастью, - это не только оценка официальной идеологии. Интересен и показателен пример Н.К. Крупской, жены В.И. Ленина. Она была убежденной марксисткой, начала свою революционную деятельность еще в конце XIX века. Н.К. Крупская, безусловно, сторонница официальной идеологии. На протяжении многих лет она была одним из руководителей педагогики Советского Союза. Но наряду с марксистско-ленинской ортодоксальностью ей были присущи и совсем другие взгляды. И глухие занимали в ее картине мира совсем другое место, чем у И.В. Сталина. Почему? Дело в том, что Н.К. Крупская получила европейское образование. Добрые семейные традиции, прогрессивные традиции русской интеллигенции сформировали у нее совсем другой менталитет. Высказывания Н.К. Крупской о Глухих проникнуты пониманием их проблем, интересом к их жизни и судьбе, размышлениями об их месте в обществе. Так случилось, что в детстве Н.К. Крупская познакомилась с двумя глухими детьми — Машей и Сашей. Она любила играть с ними, наблюдала, как они разговаривают между собой и со своей матерью. И у нее сформировалось представление о глухих, как о гордых людях, стремящихся к независимости. Н.К. Крупская подчеркивает, что общение глухих при помощи жестовой речи произвело на нее огромное впечатление, что жестовый язык показался ей очень выразительным. Иначе говоря, Н.К. Крупская признает, что жестовый язык вполне эффективно осуществляет свою коммуникативную функцию! Глухие дети, по мнению Н.К. Крупской, по своему интеллекту вполне нормальные дети, имеют те же интересы и навыки, что и слышащие сверстники. Это - "наши дети", "наши люди". И общество обязано предоставить им равноправие и независимость. "Закон и говорящее окружение должны защитить их право, необходимо всячески помочь войти им в жизнь, занять в ней свое место".

 

 

   К этому же периоду относится и деятельность Л.С. Выготского, выдающегося психолога двадцатого столетия. Л.С. Выготский тоже называл себя марксистом. Однако его "картина мира" существенно отличалась и от ментальности И.В. Сталина, и от менталитета Н.К. Крупской. Человек широчайшей эрудиции и высокой культуры, Л.С. Выготский обладал мощнейшим интеллектом ученого. И его взгляды на глухих людей были глубоко гуманными, а идеи о жестовом языке и образовании глухих — подлинно пионерскими. Л.С.Выготский был убежден, что глухие "способны ко всей палитре человеческого поведения, т.е. активной жизни". В своих работах он убедительно доказывает, что "глухота есть нормальное, а не болезненное состояние ... глухого ребенка", что биологический (медицинский) аспект глухоты существенно менее важен, чем ее социальный аспект. Л.С.Выготский рассматривает глухоту как "недостаток социальный по преимуществу". Он убежден, что для того чтобы глухие сами не ощущали своей неполноценности и не давали для этого повода другим, необходима огромная работа "в социальном и педагогическом плане". В социальном плане задача состоит в том, чтобы обществу переменить отношение к людям с особенностями в развитии. Перевоспитание общества "составляет огромной важности общественно-политическую задачу". Л.С. Выготский разработал новую концепцию обучения и воспитания глухих детей, основанную на его культурно-исторической теории. По его мнению, жестовый язык глухих - это развитая лингвистическая система, жестовая речь - "подлинная речь во всем богатстве ее функционирования". Поэтому словесно-жестовое двуязычие - "неизбежный и наиболее плодотворный путь речевого развития и воспитания глухого ребенка".

 

 

Педагоги должны "использовать все возможности речевой деятельности глухонемого ребенка, не относясь свысока, пренебрежительно к мимике и не третируя ее как врага". Можно со всей уверенностью утверждать, что идеи Л.С. Выготского, высказанные им в 30-х годах, крайне актуальны и в настоящее время.

Рассматривая факты отечественной истории глухих в послеоктябрьский период (объект изучения), возможно определить официальную политику государства - явную дискриминацию глухих людей. Но можно обнаружить также, что отношение общества к глухим по-разному проявляется и во взглядах различных его представителей, зависит от их менталитета, мыслей и чувств. Эти индивидуумы, и глухие и слышащие, те, кто жил и действовал в конкретной социально-политической обстановке, и являются субъектами истории глухих.

Можно надеяться, что такой подход позволит нам точнее реконструировать прошлое, и История глухих займет надлежащее место в современных научных исследованиях.

 

 

 

Администрация сайта предлагаю вам, чтобы посмотреть и прочитать подробности о историю глухих на сайт:http://pedlib.ru/Books/2/0177/2_0177-1.shtml#book_page_top